Перейти к основному содержанию
РГРТУ (направления: 09.03.02, 09.04.02)
  • Меню сайта
    О кафедре Учебная работа Научная работа Магистранту Выпускнику Студенту Абитуриенту
Вы используете гостевой доступ (Вход)

Страница учебника А.В. Маркина "Программирование на SQL" для бакалавриата и магистратуры (издательство ЮРАЙТ, 2023)

  1. В начало
  2. Курсы
  3. Информатика
  4. Учебник_2023
  5. Лабораторная работа № 1
  6. Лабораторная работа № 1. Основы реляционных баз да...

Лабораторная работа № 1. Основы реляционных баз данных. Учебная база данных ( Firebird)

Требуемые условия завершения
Дать ответ на задание
Срок сдачи: четверг, 12 января 2023, 00:00

Лабораторный практикум

     Лабораторный практикум нацелен на изучение основ декларативного и процедурного языков SQL, освоение инструментальных средств, используемых при программировании и отладке запросов и команд, получение практических навыков работы в конкретной СУБД в процессе выполнения лабораторных работ, каждая из которых посвящена построению и отладке определенных запросов.  Практикум содержит восемь лабораторных работ по всем разделам настоящего учебника. Каждая работа предполагает выполнение в интерактивном режиме общей части и индивидуального задания. По итогам каждой лабораторной работы оформляется отчет, а защита  производится под контролем информационной системы https://rgrty.ru/sqltest/ [32-34]. Для защиты работ №№ 1, 6, 7 и 8 необходимо результативно ответить на определенное число контрольных вопросов и заданий (в виде традиционного тестирования), а для защиты работ №№ 2, 3, 4 и 5 — построить и ввести SQL-запросы согласно определенному числу предлагаемых заданий различной сложности. Все лабораторные работы должны выполняться на исходной (оригинальной) учебной базе данных.

Описание лабораторной установки. Компьютер с локально установленными сервером БД Firebird SQL Server и клиентским приложением IBExpert. Адреса для их копирования, а также инструкции по установке и настройке приведены на странице настоящего курса на портале https://rgrty.ru. Здесь же выложен скрипт учебной базы данных.

Лабораторная работа № 1.

Основы реляционных баз данных. Учебная база данных ( Firebird)

Цель работы. Знакомство с возможностями и приобретение практических навыков работы с интерактивной утилитой IBExpert как инструментом разработчика и администратора баз данных СУБД Firebird. Создание учебной БД.

Лабораторное задание. Изучить теоретическую часть, изложенную в гл. 1 и 2 учебника [1]. Ознакомиться с предметной областью (учебной БД) по описанию в приложении А. Установить (при отсутствии) на используемый компьютер Firebird SQL Server (SuperServer) и утилиту IBExpert. Создать учебную БД и заполнить ее таблицы данными, взятыми из одноименных таблиц учебной БД (Приложение А). В качестве примеров выборки данных выполнить запросы к таблицам БД. Выполнить резервное копирование и восстановление учебной БД. Составить отчет и защитить лабораторную работу.

Порядок выполнения работы

1. Создать средствами используемой операционной системы на физическом диске С:\ каталоги GGGG\SQL, где GGGG соответствует номеру группы.

2. Загрузить утилиту IBExpert, предварительно убедившись, что сервер СУБД Firebird загружен.

   2.1. Ознакомиться с правилами работы и структурой меню, а также со всеми доступными пунктами меню утилиты. Методические указания здесь.

   2.2. Создать, используя пункт главного меню База данных/Создать базу утилиты IBExpert, в каталоге C:\GGGG\SQL\ файл рабочей БД с именем NN.fdb, где NN соответствует номеру варианта. При этом сервер выбрать Локальный, имя пользователя и пароль задать как для администратора БД, выбрать диалект БД – 3, установить размер страницы – 16384 (это размер страницы по умолчанию для базы Firebird), а кодировку – WIN1251.

3. Зарегистрировать созданную БД, выбрав соответствующую версию сервера Firebird, задав произвольное описание (имя) БД, а значения всех остальных параметров БД – установленными по умолчанию. Подключиться к созданной БД и ознакомиться со всеми вновь доступными пунктами меню утилиты.

4. Вызвать SQL-редактор (Инструменты/SQL Редактор). Создать 4 домена, последовательно вводя и выполняя запросы:

CREATE DOMAIN Money AS NUMERIC(15,2);

CREATE DOMAIN TMonth AS SMALLINT CHECK (VALUE BETWEEN 1 AND 12);

CREATE DOMAIN PKfield AS INTEGER;

CREATE DOMAIN TYear AS SMALLINT CHECK (VALUE BETWEEN 1990 AND 2100);

5. Создать в учебной БД таблицу Services, выполнив запрос:

CREATE TABLE Services (ServiceCD PKFIELD PRIMARY KEY, ServiceNM VARCHAR(30)); 

Подтвердить транзакцию и убедиться в наличии создаваемых объектов БД (Database Explorer).

6. Вставить в таблицу услуг (Services) все строки с данными из одноименной таблицы учебной БД, используя аналогию со следующим запросом INSERT, который используется для вставки первой строки в таблицу услуг:

           INSERT INTO  Services (ServiceCD, ServiceNM) VALUES (1, 'Газоснабжение');

7. Вывести содержимое таблицы Services с помощью запроса

SELECT * FROM Services;

и убедиться в правильности введенных данных.

8. В случае правильного ввода данных зафиксировать текущую транзакцию. Если данные, выведенные запросом п. 7, отличаются от данных соответствующей таблицы, то следует выполнить откат текущей транзакции и повторить п. 6 и п. 7.

9. Сформировать скрипт для создания и заполнения всех остальных таблиц учебной БД. Для этого в редактор скриптов (Инструменты/Редактор скриптов) загрузить файл со скриптом, находящимся здесь, и удалить в нем запросы, выполненные в пп. 2 – 6. Выполнить полученный скрипт, предварительно добавив в него оператор подключения к рабочей БД (CONNECT) или установив галочку Использовать текущее соединение. Снимок экрана 1-й страницы сформированного скрипта включить в отчет.

10. Просмотреть на экране всю информацию о созданных объектах БД, а также содержимое каждой из созданных таблиц.  По результатам анализа в случае успешного создания БД зафиксировать изменения, а в противном - отменить, и повторить п. 9.  Выполнить в SQL-редакторе следующий запрос, который извлекает из таблицы NachislSumma все строки о начислениях абоненту с ФИО Тимошкина Н. Г. (номер лицевого счета  '080270'):

SELECT * FROM NachislSumma WHERE AccountCD = '080270';

11. Выполнить запрос, который извлекает из таблицы PaySumma всю информацию о платах за услуги, произведенных абонентами за период позже 2019 г.:

SELECT * FROM PaySumma WHERE PayYear > 2019; 

12. Выполнить запрос, который возвращает сумму значений всех плат, произведенных каждым абонентом:

SELECT AccountCD, SUM(PaySum) AS Summa_Abonent FROM PaySumma GROUP BY AccountCD;

13. Проверить действие всех ограничений ссылочной целостности (запрещающее, каскадное, обновление), путем внесения разрешенных и запрещенных изменений в данные родительской(их) таблице(ах) учебной БД, заданной(ых) вариантом индивидуального задания. Изменять данные в открытой таблице следует из пункта меню "Данные" с помощью кнопок: + - добавить строку;  – - удалить строку; ^ - редактировать строку.

14. Проверить действие всех ограничений ссылочной целостности (запрещающее, обновление), путем внесения разрешенных и запрещенных изменений в данные дочерней(их) таблице(ах) учебной БД, заданной(ых) вариантом индивидуального задания. Изменять данные в открытой таблице следует из пункта меню "Данные" с помощью кнопок: + - добавить строку;  ^ - редактировать строку.

 15. Проверить действие ограничений доменной целостности. Для этого в соответствующих столбцах таблиц учебной БД, заданных вариантом индивидуального задания, изменить значения на недопустимые .

16. Отключиться от БД без фиксации изменений. В отчете зафиксировать снимок экрана с размером файла БД (в байтах) и временем создания. Создать сжатую резервную копию (backup) БД (Службы/Ре­зер­вирование БД). В отчете зафиксировать снимок экрана с размером  (в байтах) и временем создания файла сжатой резервной копии БД.

17. Восстановить БД из сжатой резервной копии (Службы/Восстановление БД). В отчете зафиксировать снимок экрана с размером (в байтах) и временем создания файла восстановленной БД. Сравнить его с размерами файлов первоначальной БД и ее сжатой резервной копии. Скопировать сжатую резервную копию БД на внешний носитель данных для использования ее в последующих лабораторных работах.

18. Составить отчет. В отчете представить результаты выполнения пп. 2.2 - 7, 9 – 17 с подробными комментариями и снимками экрана. Все задания должны быть пронумерованы. 

19. Защитить лабораторную работу, положительно ответив под контролем информационной системы на заданное число тестовых вопросов по теме настоящей лабораторной работы [2].

Варианты индивидуальных заданий

Вариант 1

Street с Abonent.

Вариант 2

Executor с Request.

Вариант 3

Disrepair с Request.

Вариант 4

Abonent с Request.

Вариант 5

Abonent с Paysumma.

Вариант 6

Abonent с Nachislsumma.

Вариант 7

Services с Paysumma.

Вариант 8

Services с Nachislsumma.

Вариант 9

Executor и Disrepair с Request.

Вариант 10

Abonent и Disrepair с Request.

Вариант 11

Abonent и Services с Nachislsumma.

Вариант 12

Abonent и Services с Paysumma.

Вариант 13

Abonent и Executor с Request.

Вариант 14

Services с Nachislsumma и Paysumma.

Вариант 15

Abonent с Nachislsumma и Paysumma. 

Вариант 16

Abonent с Nachislsumma и Request. 

Вариант 17

Abonent с Paysumma и Request. 

Вариант 18

Abonent с Nachislsumma, Paysumma и Request.

Библиографический список

1. Маркин А.В. Программирование на SQL. В 2 ч. Часть 1. -  М.: Издательство Юрайт, 2019. - 403 с.

2. SQL & NoSQL тренажер. [Электронный ресурс]. URL: http://rgrty.ru/sqltest/. 

Предупреждение!!!

При обнаружении  в отчете признаков  копирования чужих отчетов присланный отчет засчитан не будет, а студент будет набирать отрицательный рейтинг. Кроме этого, отчет студента, предоставившего свой отчет для копирования, также не будет засчитан, а  этот студент получит новое задание..

◄ Чат "Проблемы изучения SQL"
Лабораторная работа № 1. Основы реляционных баз данных. Учебная база данных (Microsoft SQL Server) ►

Блоки

Пропустить Навигация

Навигация

  • В начало

    • Страницы сайта

      • Мои курсы

      • Теги

      • ФорумНовости сайта

      • ФорумФорум сайта

    • Мои курсы

    • Курсы

      • Информатика

        • Основы SQL

        • SQL_4

        • Учебник_2023

          • Страница учебника А.В. Маркина "Программирование н...

          • Лабораторная работа № 1

            • ЗаданиеЛабораторная работа № 1. Основы реляционных баз да...

            • ЗаданиеЛабораторная работа № 1. Основы реляционных баз да...

            • ЗаданиеЛабораторная работа № 1. Основы реляционных баз да...

      • БАКАЛАВРИАТ

      • Информационные системы и технологии

      • Виртуальный практикум

      • Абитуриенту

      • Медиа

      • МАГИСТРАТУРА

      • СПЕЦИАЛИТЕТ

      • ЦИФРОВАЯ КАФЕДРА (дополнительное профессиональное ...

      • СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Блоки

Вы используете гостевой доступ (Вход)
Учебник_2023
  • Меню сайта
    • О кафедре
      • История
      • Контакты
      • Лучшие выпускники
      • О направлении
      • Обратная связь
      • Отзывы
      • Портфолио сотрудников
      • Рейтинг направления
      • Галерея
    • Учебная работа
      • Кураторы
      • Лаборатории
      • Методобеспечение
      • Наши отличники
      • Полезные ссылки
      • Повышение квалификации
      • Учебный план (Б)
      • Учебный план (М)
      • Чему учим
    • Научная работа
      • Достижения
      • Защиты диссертаций
      • Направления
      • НИЛ
      • НОЦ ИС
      • Комплекс "Абонент+"
    • Магистранту
      • Оформление диссертации
      • Публикация работ
      • Распределение
    • Выпускнику
      • Анкета выпускника
      • Бланки задания
      • Бланки оплаты руководителей ДП
      • Бланки оплаты рецензентов ДП
      • Знакомьтесь-председатель ГЭК
      • История тем
      • Календарь
      • Наши выпускники
      • Оформление проекта
      • Пример отзыва
      • Распределение
      • Трудоустройство
    • Студенту
      • ГОСТы, стандарты
      • Найти программу
      • Нормативные документы
      • Оформление работ
      • Практики
      • Проверить на плагиат
      • Расписание
      • Поговорить с профессором
      • СНИР
      • Помощь
      • Анкета первокурсника
    • Абитуриенту
      • Презентация направления
      • План набора (бакалавриат)
      • Подготовительные курсы
      • Правила приема
      • Вступительные испытания
      • Конкурс
      • Дополнительно
      • План набора(магистратура)
      • Правила приема (М)
      • Программа вступительных испытаний в магистратуру
Сводка хранения данных